МНОГИЕ страдают от злых помыслов, бываемых по действию диавола; помыслы эти трех родов: о блудной нечистоте, о неверии в Бога, а наипаче о хуле на Бога, пресвятую Богородицу и угодников Божиих, на святые иконы, святые Таинства и все священное.
      В книге святителя Димитрия Ростовского "Врачевство духовное на смущение помыслов" о хульных помыслах говорится следующее: "В помыслах этих нет греха, если человек не хочет их, ненавидит их и отвращается от них: но если кто охотно их приемлет, тот смертно согрешает; согрешает также и тот, что по неведению и малодушию думает, что эти помыслы от него происходят: ибо они есть порождение демона, к нему и должно относить их, а не к себе. Когда мы ненавидим и противимся этим помыслам, а они насильно вторгаются к нам, тогда бывает награда человеку от Бога за терпение".
Из "Творений святого Димитрия, митрополита Ростовского"
 
      Святой Иоанн Лествичник об этом говорит, что "когда человек отвергает хульные помыслы, не только не бывает в них виновен, но и сподобляется умножения небесной награды. Влагающий в человека эти помыслы диавол старается уверить его, что он сам рождает в себе эти помыслы, дабы чрез то привесть в отчаяние; но должно знать, что все те помыслы, коих душа не желает - от диавола: случается и так, что человек, как бы в каком-то забвении, на малое время примет помыслы, но, опомнившись, прогоняет их, в таком случае должно из глубины сердца воздохнуть к Господу и покаяться, - и Господь простит".
"Лествица"
 
      Кто смущается этими помыслами, у того враг усиливает их, а кто пренебрегает ими, от того враг отходит посрамлен. Во время нападения этих помыслов ни в какое рассуждение и спор с ними входить не должно, а творить непрестанно молитву внутренно: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго, по реченному святыми отцами: "Бий супостаты именем Христовым: крепче сего оружия нет ни на небе, ни на земле".
"Маргарит", изд. III, стр. 159
Предыдущий рассказ | Оглавление | Следующий рассказ |